27 ноября 2020 года опубликован приказ Минтранса России от 28 октября 2020 года № 440 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» (далее - Приказ) взамен действующего на сегодняшний день приказа Минтранса России от 13 февраля 2013 года № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства».
Приказ состоит из 5 приложений, как и раньше, но структура Приказа изменилась незначительно внутри приложений. В нашем обзоре предлагаем рассмотреть наиболее значимые изменения.
1. Требования устанавливают новые термины:
Контрольные органы - Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, в том числе их территориальных органов;
Мастерская - сервисный центр
Владельцы транспортных средств - юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств, а также физических лиц, осуществляющих эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тонн, и автобусов.
2. Все распечатки теперь должны сопровождаться QR-кодом, в котором будет закодирована информация с распечатки. Норма с отлагательным сроком, начнет действовать с 1 января 2022 года.
«78. Вывод распечаток должен завершаться печатью на них QR-кодов, содержащих информацию из соответствующих распечаток, и Вывод распечатки завершается печатанием на ней зарегистрированных в защищенном архиве блока СКЗИ тахографа следующих данных:
1) текущее время, дата;
2) координаты местонахождения местоположения транспортного средства;
3) заводской номер блока СКЗИ тахографа.;
4) серийный номер тахографа.
!!! Требования по наличию на распечатках QR-кодов, а также серийного номера тахографа применяются для тахографов, изготовленных после 1 января 2022 г.»
3. Уточняется срок действия карты тахографа.
Требования утвердили новый пункт про срок действие карты:
«92. Срок действия квалифицированных сертификатов карт исчисляется с даты начала действия квалифицированного сертификата карты по 24 часа 00 минут 00 секунд даты окончания действия квалифицированного сертификата карты.»
Срок действия ключей теперь не менее 3 лет:
«97. Срок действия ключей квалифицированной электронной подписи и квалифицированных сертификатов блока СКЗИ тахографа должен составлять не превышает менее трех лет.»
4. Изменяется список «исключений» из оснащения.
Действующая на сегодняшний день редакция приказа №36 устанавливала исключения для оснащения, новая версия Приказа меняет формулировку на «Не подлежат обязательному оснащению..».
2.2.1. Добавляются категории ТС не подлежащих обязательному оснащению:
специально оборудованные машины для перевозки живых животных
транспортные средства для аварийно-спасательных служб и полиции
специально оборудованные машины для перевозки пчел
передвижные библиотеки
передвижные автосцены
транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и грузов в пределах границ территории предприятия, не выезжающие на дороги общего пользования.
2.2.2. Так же изменена категория ТС по сроку эксплуатации, то есть категории ТС с года выпуска которых прошло не более 50 лет подлежат оснащению:
транспортных средств, включенных в перечень видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния и в отношении которых утилизационный сбор в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» <2> не уплачивается;
транспортные средства, не предназначенные для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, с даты выпуска которых прошло 50 и более лет, с оригинальными двигателем, кузовом и при наличии - рамой, сохраненные или отреставрированные до оригинального состояния.
Перечень ТС, подлежащих оснащения тахографами, подвергся переформулировке и появилась отсылка к ТР ТС 018/2011 в целях расшифровки категорий ТС «N» и «M». Фактически категории и виды ТС остались неизменными.
5. Изменяются полномочия ФБУ «Росавтотранс». Записям в перечне о моделях тахографа, моделях блока СКЗИ тахографа, моделях карт тахографа, мастерских будет присваиваться статус «действующая» и «архивная». Владельцу ТС и мастерской по заявлению будут предоставляться сведения из поэкземплярного учета.
«6. При использовании В целях обеспечения использования тахографов ФБУ «Росавтотранс» осуществляется должно:
… 4) предоставлять сведения из соответствующих перечней.»
«7. Перечни сведений о моделях тахографа, моделях блока СКЗИ тахографа, моделях карт тахографа, мастерских должны быть размещены на официальном сайте ФБУ «Росавтотранс» с указанием статусов записей («действующая»/»архивная») и даты их изменения.».
и
«10. Сведения об экземпляре тахографа, блока СКЗИ тахографа, карты, переданном, активизированном, утилизированном организациями-изготовителями тахографов, блоков СКЗИ тахографа, карты должны предоставляться владельцу соответствующих сведений на основании заявления.».
6. В правилах использования появляется запрет на использование тахографа без карты водителя, по тексту Приказа фигурируют отсылки к сведениям о поверке во ФГИС АРШИН.
«12. Водителям запрещается:
…2) использование тахографа без карты водителя;..
..8) использование тахографа, сведения о результатах поверки которого, подтверждающие его пригодность для применения, не содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений и (или) не имеющего нанесенного в соответствии с описанием типа средства измерения для данного тахографа знака утверждения типа средства измерения и знака поверки и (или) оформленного свидетельства о поверке тахографа, и (или) записи в паспорте (формуляре) тахографа, заверенной подписью поверителя и знаком поверки, с не истекшим сроком действия.».
7. В правилах устанавливается и конкретизируется требование о том, в каких случаях необходимо осуществлять поверку тахографа. А также добавляется случай, когда проводится настройка тахографа.
«8. …После ремонта и/или модернизации тахографа, замены блока СКЗИ тахографа должны осуществляться поверка тахографа и процедуры, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил.
После замены блока СКЗИ тахографа внеочередная поверка тахографа может не проводиться при выполнении следующих условий:
1) замена блока СКЗИ тахографа произведена с соблюдением требований технической документации организаций-изготовителей модели тахографа и модели блока СКЗИ тахографа;
2) сведения о результатах поверки нового блока СКЗИ тахографа, подтверждающие его пригодность для применения, содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений;
3) проводимые при замене блока СКЗИ тахографа работы и (или) проводимая после замены блока СКЗИ настройка не влияют на метрологические характеристики тахографа».
8. Новые правила снимают с тахографических мастерских обязанность уничтожения ключевой информации при замене СКЗИ.
«9. …При замене блока СКЗИ тахографа в связи с окончанием срока эксплуатации мастерские должны:
1) демонтировать из тахографа блок СКЗИ тахографа;
2) уничтожить ключевую информацию, содержащуюся в блоке СКЗИ тахографа, при этом сертификат открытого ключа должен быть сохранен в составе блока СКЗИ тахографа;
3) направить информацию об уничтожении ключевой информации в ФБУ «Росавтотранс»;
2) передать демонтированный блок СКЗИ тахографа с сохраненным сертификатом открытого ключа на хранение владельцу транспортного средства.»
9. Унифицируется вывод из эксплуатации. Процедура становится одинаковой для тахографа и для блока СКЗИ.
«11. Вывод из эксплуатации тахографа, блока СКЗИ тахографа должен осуществляться в соответствии с требованиями технической документации организаций-изготовителей тахографов и (или) блоков СКЗИ тахографа. После вывода тахографа, блока СКЗИ тахографа из эксплуатации в связи с его неисправностью или, окончанием срока эксплуатации, окончанием срока действия ключа квалифицированной электронной подписи и квалифицированного сертификата блока СКЗИ тахографа, мастерские должны:
1) выгрузить на внешние носители данные из тахографа и передать их владельцу транспортного средства;
2) демонтировать из тахографа блок СКЗИ тахографа и передать его на хранение владельцу транспортного средства. Работы должны осуществляться в соответствии с Положением ПКЗ-2005;
3) направить информацию в ФБУ «Росавтотранс» для учета сведений о выводе тахографа и блока СКЗИ тахографа из эксплуатации в соответствующих перечнях.»
С полным текстом Приказа можно ознакомится на официальном интернет-портал правовой информации http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202011270034.
Срок действия Приказа ограничен до 1 января 2027 года.