Поиск по сайту
Расскажите о себе и мы перестроим сайт под ваши задачи
Я не отношусь ни к одной из категорий
связаться с нами


Спасибо, Ваше сообщение принято, мы свяжемся с Вами в ближайшее время

Новые федеральные законы в рамках регуляторной гильотины

Регуляторная гильотина – это механизм тотального пересмотра всех обязательных требований в рамках проведения реформы контрольно-надзорной деятельности. Работа по реализации этого механизма проходит в соответствии с «дорожной картой», утвержденной Правительством в 2019 году. 

С «дорожной картой» можно ознакомиться на официальном сайте регуляторной гильотины.

На сегодняшний день уже в полном объеме исполнены первые 2 пункта плана реализации, а именно разработаны и приняты федеральные законы, которые меняют подход к контрольно-надзорной деятельности. Речь идет о следующих документах: 

1. Федеральный закон от 31.07.2020 N 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».  Этот закон отвечает на вопрос «что» можно проверить. 

2. Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Этот закон устанавливает «кто» и «как» проверяет. 

Оба закона преследуют общую цель: 

Сместить акцент с проведения проверок на профилактику нарушений и дать бизнесу больше гарантий при взаимодействии с органами.

Рассмотрим оба нормативно-правовых документы и выделим самое важное. 


    >>  247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»

Основное нововведение – со следующего года все нормативно-правовые акты (далее НПА) по умолчанию будут вступать в силу 2 раза в год: 

  • с 1 марта

  • с 1 сентября 

но не раньше, чем через 90 дней после дня официального опубликования. 

При необходимости, другие даты могут быть установлены федеральным законом или международным договором РФ. Исключение касается только тех случаев, когда необходимо принять нормативно-правовые акты в период режима повышенной готовности (что сейчас как никогда актуально) или ЧС.

Большинство НПА будут действовать максимум 6 лет со дня вступления в силу. В исключительных случаях срок может быть продлен еще, но не более чем на 6 лет.

Если НПА (НПА Правительства Российской Федерации, ФОИВ, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР) вступили в силу до 1 января 2020 года, их можно будет не соблюдать. С 1 января 2021 года за несоблюдение нельзя привлечь по КоАП. 

    

    >>  248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»:

248-ФЗ является общим и не распространяется на отраслевое регулирование, в частности, на налоговый, валютный, таможенный контроль, контроль за кредитными организациями, сферу госзакупок и другое.

Большинство положений 248-ФЗ вступает в силу с 1 июля 2021 года.

Этим законом предусмотрены реестры:

  • видов контроля;

  • контрольных мероприятий;

  • заключений о соответствии обязательным требованиям;

и информационные системы: 
  • досудебного обжалования;

  • отдельные системы контрольных органов. 

Межведомственные каналы связи. Не нужно будет самостоятельно получать справки и делать запросы государственным органам, они будут «общаться» между собой. 

Онлайн взаимодействие. Документооборот между бизнесом и контрольными органами будет осуществляться в электронном виде, в том числе через Госуслуги.  

До 31 декабря 2023 года допустим бумажный документооборот. 

Профилактика нарушений. Основное, что привносит 248-ФЗ – это приоритет профилактики по отношению к контролю.

Появятся следующие профилактические мероприятия:

Меры стимулирования добросовестности. Нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц. Порядок оценки добросовестности и виды мер стимулирования будут дополнительно устанавливается.

Самообследование.
В автоматизированном режиме. Как именно потом установят. По результатам можно принять декларацию о своем соблюдения обязательных требований.

Профилактический визит. Проводится в форме профилактической беседы. Как очно, так и с помощью видео-конференц-связи. Контролер должен уведомить о проведении визита. Бизнес имеет право от него отказаться.

Независимая оценка соблюдения обязательных требований. Проводит независимый аккредитованный орган инспекции. По результатам оценки выдается заключение о соответствии требованиям с указанием срока действия этого заключения. Во время этого срока плановый контроль не проводится. 

Если компания состоит в СРО и это предусмотрено НПА, то контроль не проводится.

Если есть договор страхования рисков причинения вреда, контроль не проводится.

Контрольно-надзорные мероприятия. Появляются новые формы контроля. 

Мониторинговая закупка – закупка продукции с целью отправки на экспертизу. Уведомлять о проведении закупки не требуется.

Выборочный контроль – проба образцов продукции в целях подтверждения их соответствия обязательным требованиям.

Инспекционный визит – проверка объекта лично без предварительного уведомления.

Рейдовый осмотр – оценка соблюдения обязательных требований по использованию объектов на определенной территории.

Выездное обследование – проводится только визуальная оценка объекта, без взаимодействия с проверяемой компанией.

Правила проведения контрольных мероприятий. ФЗ содержит подробные правила проведения каждого мероприятия по принципу «как именно».

Допускается: 

  • осмотр
  • досмотр
  • опрос
  • истребование документов
  • эксперимент и др. 

Любые действия, кроме перечисленных недопустимы. 

Сокращение сроков проведения проверок. Общий срок проведения документарной и выездной проверок не будет превышать 10 рабочих дней. Сейчас он составляет максимум 20 рабочих дней.

Недействительность результатов контрольно-надзорного мероприятия. Закон предусматривает отмену решений, принятых по результатам любого контрольно-надзорного мероприятия, которое провели с грубыми нарушениями. На сегодняшний день отмена возможна лишь в отношении результатов проверок. 

Подводя итог обзора 247-ФЗ и 248-ФЗ – первому подписанному Президентом этапу регуляторной гильотины, можно сделать вывод, что данные законы носят общий порядок, подробное регулирование передано в полномочия Правительства и будет конкретизировано позднее в формате НПА. Требования в сфере тахографического контроля тоже попадают под механизм регуляторной гильотины. Мы об этом писали отдельно в нашей статье. Будем следить за изменениями в законодательстве и держать вас в курсе событий.

 

Мы используем файлы cookie для того, чтобы предоставить Вам больше возможностей при использовании сайта. Принять