Старый закрытый раздел сайта скоро закроется, спешите зарегистрироваться в новом закрытом разделе нашего сайта для партнеров!

Тахографы для физических лиц. Как и когда?

30.01.2019

Осенью 2019 года вступят в силу изменения, внесенные в 20 статью 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», которые обяжут физических лиц, осуществляющих эксплуатацию некоторых категорий транспортных средств, а именно грузовых автомобилей от 3,5 тонн и всех видов автобусов, оснащать свой транспорт тахографами. 

Для людей, не сильно погруженных в сферу тахографического контроля, достаточно сложно разобраться в череде нормативно-правовых актов (далее НПА), вносящих изменения одно за другим, и затрагивающих несколько федеральных законов и несколько сфер деятельности. Переписывается 20 статья 196-ФЗ, принимается законодательство о лицензировании практически всех пассажирских перевозок, точечно меняются формулировки текстов законов. Все это в итоге влияет на требования по обеспечению безопасности дорожного движения и на тахографический контроль в частности.

Так откуда же «физики»?

Начнем по порядку. 21 декабря, прошлого, 2018 года, вступил в силу Федеральный закон от 20.12.2017 № 398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» в части установления дополнительных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». 

Он полностью переписал 20 статью Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Для интересующихся, здесь можно ознакомиться с вариантами «было» и «стало».

Полный текст здесь мы не приводим, но процитируем текст документа, имеющего отношение к физическим лицам. Как можно увидеть в варианте «было», никаких обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения у физических лиц, эксплуатирующих транспорт, не было. Новая редакция 20 статьи такие обязанности вводит. 

Теперь, физические лица, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, превышает восемь, обязаны:

анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;

обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям международных договоров Российской Федерации и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена;

осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в сроки, предусмотренные документацией заводов - изготовителей данных транспортных средств.

Обратите внимание на то, как здесь сформулирован перечень транспортных средств, эксплуатация которых ведет к обязанности исполнять закон: «Транспортные средств, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, превышает восемь». Это только автобусы. Просто с обозначенными выше характеристиками.

Такая ситуация продлилась очень недолго, и уже 27.12.2018 года опубликован и вступил в силу со дня опубликования Федеральный закон от 27.12.2018 №508-ФЗ «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». 

508-ФЗ внес точечные изменения в ту самую формулировку, на которую мы выше обращали ваше внимание. Теперь: «Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны…». Т.е. физические лица, эксплуатирующие и грузовики с максимальной массой от 3,5 тонн, и все автобусы, обязаны анализировать ДТП, обеспечивать соответствие технического состояния транспорта законодательству о техрегулировании и вовремя проходить техобслуживание. 

А где же тахографы? 

А обязанность физических лиц оснащать свои грузовики от 3,5 тонн и автобусы, вводит Федеральный закон от 30.10.2018 № 386-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами».

Помимо лицензирования пассажирских перевозок, о которых мы поговорим отдельно, 386-ФЗ дополняет третий пункт 20 статьи 196-ФЗ еще тремя абзацами. 

Ниже наш пункт про физических лиц полностью. Цветом выделены положения, вводимые 386-ФЗ и которые пока не вступили в силу, но вступят уже скоро, 1 ноября 2019 года!

3. Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны:

анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;

обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям международных договоров Российской Федерации и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена;

осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в сроки, предусмотренные документацией заводов - изготовителей данных транспортных средств.

обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи;

соблюдать нормы времени управления транспортным средством и отдыха, установленные Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации;

соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Абзац десятый пункта 1 настоящей статьи, на который идет отсылка в тексте выше, с 1 ноября 2019, после вступления в силу соответствующей части 386-ФЗ, будет выглядеть следующим образом:

оснащать транспортные средства тахографами. Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Категории оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также виды сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Требования к тахографам у нас, как мы знаем, установлены Правительством.

При этом Постановление Правительства №1213 от 23 ноября 2012г устанавливает, что: 

требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации;

порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации.

Реализация полномочий, устанавливаемых в соответствии с настоящим постановлением, осуществляется Министерством транспорта Российской Федерации в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата Министерства и бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству на руководство и управление в сфере установленных функций.

Из всего вышесказанного следует, что для полноценного формирования нормативной базы тахографического контроля в отношении владельцев физических лиц, как минимум, необходимы следующие НПА: 

Постановление Правительства, которое утвердит изменения в ПДД и добавит нормы времени управления транспортным средством и отдыха.

Приказ Минтранса, вносящий изменения в уже существующие 36 и 273 приказы, т.к. они разработаны с учетом того, что раньше обязанность оснащать транспорт тахографами, устанавливалась только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. 





К списку новостей