Все о тахографах: выбор, покупка, установка

22.09.2014

На головы российских перевозчиков свалилась новая беда: теперь они обязаны ставить на свои машины дорогостоящие тахографы, контролирующие время работы и отдыха водителей – иначе их ждет серьезный штраф. Мы собрали полную информацию по этим устройствам, выяснив какие тахографы и где нужно ставить, чтобы не попасть в лапы гаишников.

Текст: компания «Юнисат»

По факту на день принятия законопроекта на всю страну была допущена к установке тахографов, удовлетворяющих всем требованиям законодательства, только одна (!) мастерская. Логично, что компании-перевозчики продолжали отправлять свои транспортные средства без тахографов, и до начала сентября практически никого не штрафовали. Но с приходом осени работники ГИБДД, отвечающие за этот вопрос, взялись за дело, что называется, засучив рукава, и штрафы посыпались в невероятном количестве, вызвав у транспортников состояние, точнее всего характеризующееся словом «паника».

Мы постарались дать всю основную информацию о тахографах и развернутые ответы на наиболее часто задаваемые вопросы:

1. Что такое тахограф и какие они бывают?

2. Кому нужен тахограф и каков порядок оснащения?

3. Какие тахографы нужно ставить в соответствии с Законодательством РФ?

4. Мастерские с лицензией ФСБ и почему лучше устанавливать тахографы у них?

5. Тахографы с GPRS и мониторинг: как сделать установку тахографа выгодной для себя?

1. Что такое тахограф, для чего он нужен и какие они бывают

Тахограф – это контрольно-измерительное устройство, предназначенное для регистрации пробега автомобиля, скоростного режима и периодов работы и отдыха водителей.

Тахограф нужен для контроля за соблюдением правил ПДД и установленного режима труда водителя, что направлено на предупреждение дорожно-транспортных происшествий. Сотрудник ГИБДД (с помощью карты контроллера/инспектора) считывает данные с устройства и может вынести соответствующее наказание или предупреждение.

Тахографы бывают аналоговые, цифровые, соответствующие ЕСТР (Европейское соглашение, затрагивающее особенности работы экипажей транспортных средств, занятых в сфере международных автомобильных перевозок) и цифровые тахографы с блоком СКЗИ (система криптографической защиты информации). Согласно действующему законодательству, ставить нужно цифровые, т.к. они защищены от несанкционированного доступа к информации и, соответственно, исключена возможность корректировки показаний. А вот какие именно ставить тахографы: по ЕСТР или с СКЗИ, расскажем в п.3.

2. Кому нужен тахограф и порядок оснащения

Все транспортные средства категорий M2, M3, N2 и N3 (ранее относимые к категориям C, D и E), согласно законодательству РФ (Приказ Министерства транспорта РФ от 21 августа 2013 г. №273 "Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами"), должны быть оснащены тахографами в следующем порядке:

С 1.04.14 года тахографами с блоком СКЗИ оснащаются грузовые ТС, которые перевозят опасные грузы.

С 1.07.14 года тахографами с блоком СКЗИ оснащаются автобусы и все грузовые ТС массой более 15 тонн, задействованные в любых перевозках.

С 1.09.14 года тахографами с блоком СКЗИ оснащаются все грузовые ТС массой свыше 12 тонн.

С 1.04.15 года тахографами с блоком СКЗИ оснащаются все грузовые ТС массой 3,5-12 тонн.

С 1.01.18 должна быть проведена замена всех штатно установленных на автомобили тахографов, соответствующих нормам ЕСТР, а также тахографов, установленных до 11.03.14 и соответствующих всем техническим требованиям.

В случае отсутствия тахографа на транспортном средстве, его неработоспособности, нарушения правил эксплуатации, действий, искажающих показания прибора, в том числе фальсификацию данных путем некорректного/неправильного монтажа или доработки тахографа, предусмотрены следующие штрафы:

Категории ТС Технические характеристики Пояснения Срок исполнения Штрафы Применяются по статье 11.23 КОАП
М2 ТС для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более 8 мест для сидения с массой не более 5 т. Пассажирские перевозки До 01 июля 2014 г.

1. Управление транспортным средством без технического средства контроля:

для граждан – от 1 000 до 3 000 рублей;

для должностных лиц – от 5 000 до 10 000 рублей.

2. Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, установленного режима труда и отдыха – от 1 000 до 3 000 рублей.

Оснащенные до 01.04.2014г. заводами-изготовителями тахографами ЕСТР, производящие международные перевозки; До 01 января 2018 г.
Оснащенные мастерскими до вступления в силу настоящего Порядка (24.02.2014 г.)
М3 ТС для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более 8 мест для сидения с массой более 5 т. Пассажирские перевозки До 01 июля 2014 г.
Оснащенные до 01.04.2014г. заводами-изготовителями тахографами ЕСТР, производящие международные перевозки До 01 января 2018 г.
Оснащенные мастерскими до вступления в силу настоящего Порядка (24.02.2014 г.)
N2 ТС, предназначенные для перевозки грузов, имеющие макс. массу свыше 3,5 т., но не более 12 т. Используемые для перевозки опасных грузов (ОГ) До 01 апреля 2014 г.
За исключением ОГ До 01 апреля 2015 г.
Оснащенные до 01.04.2014г. заводами-изготовителями тахографами ЕСТР, производящие международные перевозки До 01 января 2018 г.
Оснащенные мастерскими до вступления в силу настоящего Порядка (24.02.2014 г.)
N3 ТС, предназначенные для перевозки грузов, имеющие макс. массу более 12 т. Используемые для перевозки опасных грузов (ОГ) До 01 апреля 2014 г.
Предназначенные для междугородних перевозок за исключением ОГ До 01 июля 2014 г.
За исключением ТС с полной массой свыше 15 т, предназначенных для междугородних перевозок До 01 сентября 2014 г.
Оснащенные до 01.04.2014г. заводами-изготовителями тахографами ЕСТР, производящие международные перевозки До 01 января 2018 г.
Оснащенные мастерскими до вступления в силу настоящего Порядка (24.02.2014 г.)

3. Какие тахографы нужно ставить в соответствии с Законодательством РФ

На сегодняшний день существует три законодательных акта, регламентирующих технические характеристики тахографов и их установку. Это 720 Постановление, 36 и 273 Приказы.

720 Постановление Правительства РФ «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств» ранее являлся единственным законодательным документом, регламентирующим установку и эксплуатацию тахографов. Согласно этому Постановлению, транспортное средство может быть оснащено любым цифровым тахографом, в т.ч. соответствующим ЕСТР.

Здесь прописаны следующие требования: тахограф должен быть подключен к корректно работающему спидометру или одометру и опломбирован, должен пройти метрологическую поверку. Тахограф должен регистрировать следующие показания: скорость, расстояние, время работы и отдыха водителя, случаи доступа к данным, перерывы в электропитании и в подаче импульсов от датчика движения и пр. технические моменты.

1 апреля 2013 года вступил в силу Приказ Министерства транспорта №36, обязующий устанавливать тахографы только с блоком СКЗИ, однако действие 720 Постановления не утратило силу.

А в Приказе от 21 августа 2013 г. №273 прописан порядок оснащения тахографами.

Так какой же тахограф ставить?

Стоимость тахографа с СКЗИ в среднем составляет от 35 000 до 40 000 руб., стоимость же тахографа по ЕСТР – от 20 000 до 30 000 руб. Таким образом, для компаний даже с небольшим автопарком в 10 единиц техники разница составит не менее 100 000 руб., и что уж говорить о крупных транспортных компаниях.

Поэтому, как и свойственно российскому менталитету, руководители предприятий в большинстве случаев стараются обойти 36 Приказ и установить то, что подешевле:

1 способ: Организации приобретают лицензии международного перевозчика, которые позволяют ездить с тахографами, соответствующими соглашению ЕСТР.

Но тут встает вопрос, как долго они смогут так проездить по территории РФ и чем это может обернуться, если при проверке документов сотрудник ГИБДД выявит, что в путевом листе ТС указаны пункты только на территории России.

2 способ: Организации находят мастерские, которые устанавливают тахографы по ЕСТР и оформляют документы задним числом (до 1 апреля 2013 года, т.е. до вступления в силу 36 Приказа), т.к. по закону, если тахограф, соответствующий соглашению ЕСТР, установлен до этого момента, то организация получает отсрочку на установку тахографа с блоком СКЗИ до 1 января 2018 года.

Это, естественно, противозаконно. К тому же уже менее чем через 4 года тахограф все равно придется менять.

3 способ: Просто и честно ставить обычные тахографы без СКЗИ, соответствующие техническим характеристикам, прописанным в 720 Постановлении.

Тут как раз все законно, т.к. действие 720 Постановления все еще в силе, тем более по иерархии Постановление правительства стоит выше, чем Приказ. Только вот, скорее всего, гаишники все равно будут выписывать штрафы за отсутствие блока СКЗИ, и оспаривать их придется в суде. А это тоже лишняя трата денег, сил и времени.

Так что лучше всего, конечно, сразу установить тахограф с блоком СКЗИ и, как говорится, спать спокойно.

Любой тахограф, эксплуатируемый на территории РФ должен иметь сертификат Госстандарта, а также быть внесен в ГРСИ (гос. Реестр Средств Изменений). На сегодняшний день в данном реестре значится не так уж и много моделей, в числе которых также тахограф с СКЗИ АТОЛ Drive 5. Перечень их, конечно, постепенно расширяется, но ставить тахографы придется только из числа указанных, т.к. все остальные марки не имеют разрешения на эксплуатацию в РФ, и, соответственно, за их использование (точнее неиспользование нужных) будет наложен штраф.

Точно такие же требования касаются и карт к тахографам, их список можно отслеживать также на http://rosavtotransport.ru/netcat_files/46/75/ru_card_1_.pdf

Атол Drive5

4. Мастерские с лицензией ФСБ и почему лучше устанавливать тахографы у них

Компании и мастерские, ведущие деятельность по установке, активации, калибровке и ремонту тахографов, обязаны иметь лицензию ФСБ в соответствии с Федеральным законом №99-ФЗ и Положением о лицензировании, утвержденным Постановлением РФ №313 от 16 апреля 2012 года. Разъяснение по лицензированию в ФСБ РФ

Тут все связано опять-таки с блоком СКЗИ (его активации), т.к. лицензия ФСБ нужна как раз для работы со средством криптографического шифрования, и сам шифровальщик должен иметь доступ к такой работе.

Процесс активации блока СКЗИ выглядит следующим образом:

После установки тахографа мастерская отправляет заявку в ФСБ, и в случае ее подтверждения получает от них специальный ключ для активации СКЗИ;

Затем ключ копируется на карту мастерской, которая далее вставляется в тахограф, записывая код в блок СКЗИ. Активация СКЗИ завершена. Далее следует калибровка.

Важно помнить, что для каждого транспортного средства присваивается уникальный блок СКЗИ!

Из этого следует, что мастерская, которая трудится на тахографическом поприще без лицензии, получить официальный ключ не может, поэтому записывает в блок СКЗИ непонятно что. И неизвестно как это будет работать и как долго. Возможно, это даже потребует в дальнейшем ремонта. И когда Вы поймете, что лучше ехать в лицензированную компанию, знайте, что она может Вам отказать и в ремонте, и в калибровке такого оборудования. И придется устанавливать новый тахограф и снова платить немалые, надо сказать, денежки.

Так что не стоит зариться на низкие цены, помните – скупой платит дважды!

Однако стоит предупредить, что обращение в лицензированную мастерскую влечет за собой ряд неудобств. Т.к. количество таких мастерских очень малое (с полным списком можно ознакомить также на госпортале Минтранса, Вам придется «отстоять» в очереди на установку, калибровку или ремонт в среднем 1 неделю, и очереди только растут. При этом ездить без тахографа запрещено, а какие потери понесет предприятие, если все это время транспортное средство будет простаивать, и рассказывать не надо…

5. Тахографы с GPRS и мониторинг: как сделать установку тахографа выгодной для себя

Функция мониторинга при установке тахографа достигается, если в его состав входит блок GPRS (GPRS-модем). Установка тахографа с GPRS даст все возможности мониторингового комплекса, но вот преимущество все равно остается за независимым мониторинговым блоком. И вот почему:

Тахограф с GPRS подключается к мониторинговому серверу, обслуживание на котором стоит 300-400 руб/мес, не включая трафик сим-карты.

Далеко не все тахографы поддерживают наиболее распространенные модели измерительных датчиков, и зачастую данные отображаются с большими погрешностями или вообще некорректно, что зависит только от тахографа.

Качество мониторинга прямо зависит от тахографа. Компания, обслуживающая сервер, несет ответственность только за его работу и передачу данных, а неполадки в работе самого тахографа ее, естественно, не касаются.

Так что при любом сбое необходимо демонтировать тахограф для устранения проблемы и отправлять его на диагностику и ремонт в специализированную мастерскую. Причем, поскольку все разрешенные к эксплуатации на территории РФ тахографы имеют в составе блок СКЗИ, то мастерская должна иметь лицензию ФСБ на работу с этими блоками. И как видно из ранее сказанного, быстро эту проблему вряд ли удастся решить.

Для чего нужен мониторинг и в чем выгода?

Самостоятельный спутниковый мониторинг позволяет значительно сократить расходы на топливо, снизить амортизацию и износ деталей, а также контролировать рабочий цикл водителя и исключить несанкционированное использование ТС.

Сегодня без комплексного спутникового мониторинга невозможно грамотно выстроить логистику и избежать различных растрат, в том числе и на ГСМ. Спутниковый мониторинг позволяет контролировать местоположение ТС в режиме реального времени, получать полную маршрутизацию (движение, стоянки, зоны, скорость и т.д.), контроль моточасов, топлива, отдельных систем и механизмов, построение и архивы соответствующих отчетов и пр.

Примерно таким образом выглядят отчеты сторонних мониторинговых компаний с независимым GPRS-модулем:

Отчет по маршруту (с указанием места и длительности стоянок/движения):

Отчет по движению/стоянкам (с указанием места и длительности):

Отчет по топливу, рассчитываемый от времени и пробега:

Отчет по топливу по заправкам и сливам (указывается объем топлива, точное время и место):

Отчет по превышению скорости (максимальные допустимые значения в городе/на трассе могут быть выставлены самостоятельно):

Некоторые компании даже предоставляют системы в тестовом режиме, т.е. они дают возможность посмотреть программу и оценить, будет ли удобно пользоваться ей, прежде чем устанавливать какое-либо оборудование и заключать договор. Для примера: мониторинговая компания «Юнисат» (http://us-online.ru/ демо-вход) и «Виалон-сервис» (http://gps.nav-system.ru/login_action.html?user=demo2&passw=12345&action...).

Как показывает практика, экономия на предприятии с комплексным мониторингом составляет до 30% расходов при эксплуатации ТС.

В заключение можно сказать, что тахограф сам по себе не такая уж и бессмысленная вещь: он действительно поможет навести порядок с режимом труда и отдыха водителей, что прямо влияет на безопасность перевозок, а также поможет с общим контролем над ТС. Однако пока он воспринимается скорее как очередная «обираловка» со стороны государства, главная причина чему – высокая цена. Все же, что касается качества тахографов, удобства и стоимости их обслуживания и т.п. – вопрос недалекого будущего. Мы следим за ситуацией.




К списку новостей