Тахограф подключили к спутнику

27.07.2014

Рынок мониторинга транспорта переживает стагнацию. По данным Omnicomm, в 2013 году в России было установлено 400 тыс. телематических терминалов, как и годом ранее. Объем рынка мониторинга транспорта в денежном выражении оценивается в 10 млрд рублей. Лидерами рынка среди производителей являются компании Gurtam, «Техноком» и Omnicomm.

Всего на конец 2013 года в стране было оснащено не менее 1,5 млн единиц транспорта и специальной техники. Проникновение систем мониторинга транспорта (СМТ) в России одно из самых высоких в мире. По оценкам Berg Insight, в 2013 году оно составило 14,3% (в Северной Америке — 13,2%, в Европе — 12,3%).

В обязательном порядке

В соответствии с приказами Минтранса №20 и №285, с 1 января 2013 года транспорт, перевозящий пассажиров и опасные грузы, должен быть оборудован аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС / GPS. Однако в этом году Верховный суд РФ отменил действие приказа №20 Минтранса РФ и разрешил не устанавливать на автобусы и маршрутные такси отечественную ГЛОНАСС.

По словам руководителя департамента систем мониторинга транспорта и спутниковой связи «ЕвроМобайл» Дмитрия Гамова, в результате судебного решения доля пассажирских перевозчиков заметно снизилась. «Лидером традиционно являются грузоперевозчики. Активно развивается сектор корпоратив ных легковых ТС крупных компаний, все больше становится доля специализированных решений (карьерная, сельхоз- и строительная техника)», — говорит он. «В последнее время также растет сегмент компаний, сдающих различную технику в аренду, — они используют системы мониторинга не только для определения местоположения транспортного средства, но и для автоматического учета времени его работы, на основе чего тарифицируются услуги», — отмечает Станислав Емельянов, заместитель генерального директора Omnicomm. Практически все коммерческие предприятия в той или иной степени уже используют спутниковую навигацию по причине ее экономической эффективности. «Практика показывает, что ГЛОНАСС – решения позволяют в разы повысить эффективность управления автопарком за счет сокращения расходов на топливо на 30%, роста производительности труда на 30%, сокращения расходов на содержание транспорта на 10%», — утверждает Андрей Платонов, генеральный директор компании «СпейсТимСервис».

Слияние рынков

На рынок СМТ негативное влияние оказывает демонстрирующий взрывной рост рынок тахографического контроля. Согласно приказам Минтранса №36

и №273, под обязательное оснащение тахографами (контрольными устройствами, предназначенными для регистрации скорости, режима труда и отдыха водителей) может попасть около 50 % коммерческого транспорта. С 1 апреля 2014 года тахографы должны стоять на ТС, перевозящих опасные грузы, с 1 июля 2014 года — на автобусах, троллейбусах и осуществляющих междугородние перевозки грузовиках.

«Основным поставщиком технологий СМТ для массового рынка являются интеграторы. Многие из них переориентировались на установку тахографов. Пик продаж пришелся на январь-март 2014 года. Сейчас он прошел, интеграторы возвращаются к своему привычному бизнесу», — говорит Дмитрий Гамов. Так, продажи трекеров в «ЕвроМобайл» в январе-феврале упали в 2,5 раза, но в настоящее время они полностью восстановились.

Те же тахографы могут стать драйвером роста рынка СМТ, считает генеральный директор АТОЛ ДРАЙВ Кирилл Конягин. Его компания первой вывела на рынок универсальный тахограф («АТОЛ Drive 5») со слотом расширения, в который может быть установлен профессиональный трекер. «Клиент получает два профессиональных устройства по цене одного, которые, благодаря интеграции, дают больше возможностей. При этом мы планируем решить вопрос с подключением тахографа к уже установленным блокам мониторинга, что также увеличит число заинтересованных компаний», — рассчитывает Кирилл Конягин. Свои версии навигационных терминалов для тахографов производства АТОЛ ДРАЙВ создали такие производители, как Fort Telecom,« Спейс-Тим», «СКАУТ» и «Техноком». «Это позволяет получать качественную навигацию и контроль топлива в составе тахографа. Можно говорить, что рынки навигации и тахографии сближаются и начинается их слияние», — отмечает Владимир Макаренко, директор по развитию компании Fort Telecom.

При этом сегодня также представлены тахографы, оснащенные GPRS–модулями, способные выполнять функции навигации, однако им еще очень далеко до современных ГЛОНАСС / GPS–трекеров как по функционалу, так и по качеству базовых характеристик, утверждают эксперты.

Способствовать росту рынка СМТ будет реализация проекта «ЭРА–ГЛОНАСС», развитие услуги «умного страхования», видео-мониторинг и замена старого оборудования на новое.



Источник: Дмитрий Бардачев, газета «Деловой Петербург», приложение «Автомобили», 27.07.2014

К списку новостей