МНЕНИЕ: Основные тенденции развития системы тахографического контроля

02.03.2016

14 марта 2016 в Ярославле состоится заседание Госсовета по вопросу «О безопасности дорожного движения в Российской Федерации» под председательствам президента РФ Владимира Путина. Актуальность и важность темы безопасности дорожного движения подтверждается самим фактом рассмотрения на таком высоком уровне. Данная проблема имеет комплекс аспектов, но развитие системы тахографического контроля является одной из приоритетных задач обеспечения безопасности дорожного движения. Необходимость оборудования транспортных средств тахографами очевидна: не соблюдая режим труда и отдыха, водители часто садятся за руль в утомленном состоянии. Усталость приводит к снижению внимания: водитель зачастую не успевает своевременно реагировать на возникающие сложные дорожные ситуации, результатом чего становятся ДТП с серьезными последствиями и человеческими жертвами.

По мнению директора по взаимодействию с органами государственной власти и общественными организациями ООО «АТОЛ ДРАЙВ» Геннадия Линника, в проектах нормативных актов и действиях государственных органов в этой области прослеживаются несколько тенденций в развитии системы тахографического контроля.

Во-первых, окончательно оформляется функционирование в России двух систем тахографического контроля: ЕСТР для международных перевозок и российской системы, основанной на отечественной криптографии. С принятием в конце 2015 года Приказа Минтранса РФ от 2.12.2015 №348 «О внесении изменений в Порядок оснащения транспортных средств тахографами, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 августа 2013 г. №273» фактически завершает эру не только аналоговых тахографов, но и цифровых тахографов без СКЗИ, отвечающие требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г.№ 720, если они не используют соответствующие карты тахографа.

Во-вторых, повышается мера ответственности всех участников системы, о чем свидетельствует, размещенный в начале 2016 года на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения проект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности по оснащению транспортных средств тахографами». Данный проект устанавливает дополнительные требования как в части деятельности мастерских, так и производителей оборудования.

В третьих, действие системы расширяется на транспорт физических лиц. Требования по обеспечению безопасности перевозок к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям существенно выше, чем к таким же транспортным средствам, оформленным на физических лиц. Дезинтеграционные процессы происходившие в отрасли автомобильных перевозок в последние 25 лет создали не равные условия для одних и тех же транспортных средств. Юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю необходимо обеспечить организацию предрейсового контроля транспортного средства и медицинского осмотра водителя. Кроме этого, в грузовике должен быть установлен тахограф для контроля режима труда и отдыха. Водитель обязан иметь и предъявлять по требованию сопроводительные документы на перевозимый груз. В случае выявления какого-либо нарушения размер штрафов, накладываемых на юридическое лицо, во много раз выше чем к физическому. И статистика свидетельствует, что 70% ДТП происходит по вине водителей грузового автотранспорта, находящегося в собственности физических лиц. В 2015 году они стали виновниками 7 759 ДТП, в результате которых погибло свыше 1 200 человек и 9 834 человек получили тяжкие телесные повреждения.

В четвертых, создается единая автоматизированная система тахографического контроля, некоторые элементы которой уже функционирует. Так уже сейчас производиться учет произведенных тахографов, учитываются активизации тахографов, а в дальнейшем будет вестись учет нарушений и развиваться онлайн сервисы.

В пятых, непременно произойдет унификация оборудования. В соответствии нормативными правовыми актами Российской Федерации установлена обязательность поэтапного оснащения транспортных средств аппаратурой на основе технологий ГЛОНАСС к которой относятся устройства/системы вызова экстренных оперативных служб (УВЭОС), аппаратура спутниковой навигации (АСН), тахографы, бортовые устройства системы взимания платы (БУ СВП), а также бортовые устройства страховой телематики (БУ СТ). Пересекающийся функционал данных устройств диктует необходимость создания линейки унифицированных интегрированных устройств. Это позволит избежать необходимости размещать на транспортном средстве несколько устройств, схожих по своей комплектации.

В шестых, тахограф как средство государственного контроля становится средством измерения. Методики поверки вновь выпускаемых тахографов уже разработаны и согласованы, но в настоящий момент отсутствует порядок поверки уже находящихся в эксплуатации устройств. Ввиду того, что часть подлежащих поверке параметров зашита в блоке СКЗИ, поверку таких тахографов целесообразно производить в установленный период замены на уже поверенные блоки СКЗИ.



Источник: Пресс-центр АТОЛ ДРАЙВ

К списку новостей